Кнспекты уроков

 "Путешествие в Древнюю Грецию"

Учебное оборудование: Интерактивная доска, раздаточный материал

Ход урока: 

Для начала давайте вспомним, где располагалась Древняя Греция?
-Разминка
(Команды отвечают поочереди) (На слайде изображение Балканского полуострова.) Учащиеся должны ответить на вопросы.
Учитель: 1. Как назывался полуостров, где располагалась Греция? (Балканский) 2. Где располагалось самое древнее на территории Европы государство? (о. Крит.) 3. Какое море омывающее Грецию связано с именем царя в нем утонувшего? (Эгейское, Ионическое)

-Определи область Греции
При помощи указки интерактивной доски учащиеся накладывают область на карту.
-Игра города
Учащиеся соотнося название населенного пункта и № на контурной карте.

-Хозяйство древних греков
Учитель:
Внимательно прослушайте текст и назовите, продукт или изделие о котором идет речь.
1. На склонах холмов в большом изобилии выращивали этот продукт. Из его сока делали великолепное вино, которое пили в сильноразбавленном виде, утоляя жажду. (ВИНОГРАД)
2. Это вечнозеленое небольшое дерево с искривленным стволом и серебристыми листьями живет 250 лет, а плоды дает только на 16-18 год. Греки ели эти плоды свежими, солеными, маринованными. (ОЛИВКИ)
3. В Греции очень мало плодородных равнин, полноводных рек, обильных источников, поэтому практически нет условий для выращивания этого продукта. Его как правило привозили из черноморских колоний. (зерновые, пшеница, рожь)

1. Игра определи дату
В любом учебнике по истории иногда встречаются исторические ошибки. Вот и на этот раз художник рисуя ленту времени, допустил ряд неточностей. Я предлагаю навести порядок в его творении. ( Учащиеся при помощи указки соотносят событие и дату.)
2.Исторические личности

Конкурс капитанов.
- (Конкурс ораторов) задание: Кто мог сказать о себе следующие слова?
- тоже задание командам

3. Крылатые выражения
Учитель: Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.
Учащиеся выполняют задание: Как сказали бы греки?
Причину ссоры мы называем __________________________
Долгие, полные приключений странствия _______________
Подарок, сделанный с коварным замыслом _____________
Сложный, запутанный вопрос __________________________
Жестокие законы _____________________________________
Самые крупные спортивные соревнования ______________
Лживые обещания уподобляем пению сладкоголосых _______
Уязвимое место мы называем _________________________
Путеводная нить – это ____________________________________

4. Конкурс. Узнай событие.
Учитель: Ребята. Сейчас я предлагаю вам побыть на месте ученых. Представьте, что вам на глаза попались греческие изображения. Попытайтесь разобраться, что на них изображено. Свой ответ аргументируйте. Учащимся предлагается задание, рассмотрев иллюстрацию, определить о каком событии идет речь и почему.
Кроссворд «Религия древней Греции»
Учитель: Религиозные верования древних народов всегда интересны. Религия же древних греков особенно. Я предлагаю вспомнить греческих богов выполнив кроссворд.

5.Термины
Учитель: Ребята. При изучении истории Древней Греции нам встретилось огромное количество новых терминов. Сейчас я предлагаю выяснить, насколько хорошо вы их усвоили. Часть из них относится к военному искусству. Эта группа вопросов выделена зеленым цветом. Вопросы управления выделены желтым. И оставшиеся вопросы касаются культуры. Вам нужно выбрать вопрос и на него ответить.

6. Достижения древнегреческой культуры
Учитель: Говоря об истории Древней Греции мы не можем обойти своим внимание древнегреческую культуру. Греки гордились своими достижениями в области культуры (храмами, скульптурами и т.д.). И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания. А знаем ли мы, какой вклад внесла Древняя Греция в историю человечества.
Назовите достижения древних в области культуры. театр; олимпийские игры; скульптура; архитектура; алфавит; науки; изделия ремесла и т.д.
Театр в Греции называли «школой для взрослых», и он действительно был школой, воспитывавшей, просвещавшей людей и прививавшей им честность, порядочность, любовь к родине и другие высокие нравственные качества.
Олимпийские игры объединяли всех эллинов и способствовали развитию единой эллинской культуры, языка и традиций.
Парфенон – это самое прекрасное творение греческих строителей.
Эрехтейон. Храм Афины и Посейдона, Эрехтея наАкрополе в Афинах. Памятник древнегреческой архитектуры (421-406 до н.э.).
Многие сохранившиеся произведения великих греческих архитекторов, скульпторов, живописцев являются непревзойденными шедеврами, на которых учится не одно поколение людей.
Древнегреческие ученые внесли огромный вклад в развитие науки. Многие изобретения и открытия, сделанные ими в те далекие времена, мы используем и поныне.
Вывод: Древнегреческая культура оказала сильнейшее влияние на всю мировую культуру последующих эпох. На этом уроке мы повторили историю Древней Греции: древнегреческих богов, военачальников, известных людей и события, произошедшие в те далекие времена. Мы ежедневно пользуемся многими греческими по происхождению словами: многие имена носят греческие корни (например, Константин, значит постоянный), алфавит, демократия, театр, но некоторые слова изменили свой первоначальный смысл, например, педагог, означал раба, сопровождающего сына богатого гражданина в школу, а современное – учитель, то же самое слово стиль и т.д. 

 "Отечественная война 1812 года"
Цели:
  • познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года,
  • учить работать с картой, с дополнительной литературой,
  • развивать речь, память, мышление, внимание учащихся,
  • воспитывать любовь к Родине
Оборудование:
  • мультимедийное оборудование,
  • CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год”,
  • видеокассета “Война и мир”,
  • видеокассета “Москва- страницы истории”,
  • портреты героев войны 1812 года,
  • иллюстрации Бородинского сражения,
  • Учебник истории “Наша Родина в прошлом” (автор: Ворожейкина) 3 класс,
  • раздаточный материал с основными событиями 1812 года (для каждого учащегося – см . Приложение 2) .
Ход урока:
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.
Учитель. Отношения между Россией и Францией постепенно ухудшались. Императором России был Александр I (внук Екатерины II). Императором Франции был Наполеон I Бонапарт (показ портрета).
Биография Наполеона I. Рассказывает подготовленный ученик. (Приложение 1)
Учитель. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.
В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года.
Работа с СD диском “История Отечества”. Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.
Учитель. Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.
Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.
Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)
CD диск. Показ фотографий генералов.
Учитель. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4 – 6 августа произошло крупное сражение. Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона “захватить Россию одним ударом” срывался.
Учитель. Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?
В стране возникли тревога и страх. Александр I назначает главнокомандующим русской армией генерала М.И. Кутузова.
CD диск. Портрет Кутузова.
Учитель. Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили “Приехал Кутузов бить французов”. Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов готовился к генеральному сражению.
CD диск. Бородинское сражение. Рассказывает подготовленный ученик. (Учитель показывает на карте)
Ученик. 26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км. Длилось оно целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.
Соотношение сил:
Русские войска:
  • 132 тысячи человек.
  • 624 ствола артиллерии.
Наполеоновские войска:
  • 135 тысяч человек.
  • 578 стволов орудий.
Учитель. Во время экскурсии на Бородинскую панораму мы подробно рассмотрели это сражение.
Рассказывает подготовленный ученик.
Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.
Потери:
  • Русских – 46 т. человек.
  • Французов - 58 т. человек.
Учитель. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.
Окажемся на поле сражения.
Показ видеофрагмента фильма “Война и мир” (3 серия. Бородинское сражение.2 мин 15 сек),(На большом экране)
Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик:
Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:
Письмо Кутузова жене.
“А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.
Письмо Наполеона жене.
“Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.
Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.
Учитель. Какое значение имело это сражение?
(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)
М.Ю. Лермонтов “Бородино” 2 мин.15 сек.
Учитель. Стихотворение “Бородино” написано в 1837 году к 25-летию Отечественной войны 1812 года.
Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.
Стихотворение читают дети (7 человек)
Учитель. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.
CD диск. Фото “Совет в Филях”.
Учитель. Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Напрасно он ждал на Поклонной горе депутацию бояр.
CD диск. Фото “Наполеон в Москве”.
Учитель. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу…”
Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.
CD диск. Партизаны (показ фотографий).
Учитель. Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.
Наиболее известные партизаны:
  • Подполковник гусарского полка, поэт – Давыдов;
  • Капитан Фигнер - вел разведку в Москве;
  • Крестьянка Василиса Кожина – руководила женщинами и подростками.
Великая армия потеряла около 30 тысяч человек в войне с партизанами.
- Чем же закончилась Отечественная война1812 года?
CD диск. Карта “Изгнание Наполеона из России”
Работа с учебником Н.И. Ворожейкиной “Наша Родина в прошлом” 3 класс (стр.142)
Учащиеся делают вывод:
Учитель. 14 декабря – полное изгнание “великой армии” из России.
25 декабря Александр I известил об окончании войны 1812 года.
Изгнав французов из России, закончилась Отечественная война, но война Наполеона продолжалась, т.к. в повиновении находилась вся Европа. Мы сказали Европе, что Наполеона можно победить.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
А) Просмотр видеоматериала.
CD диск. Видеофрагменты.
ВОПРОСЫ К ВИДЕОСЮЖЕТАМ:
  • На сколько армий было разделено русское ополчение?
  • Почему планы Наполеона были сорваны?
  • Какой генерал был смертельно ранен?
  • Сколько часов продолжалось сражение?
  • Когда Наполеон вошел в Москву?
  • Какую помощь оказывали армии партизанские отряды?
  • Была ли уничтожена французская армия?
Б) Работа в группах.
Учитель. Придумайте 2 вопроса по теме урока
5. ИТОГ УРОКА.
Учитель. Почему войну 1812 года называют Отечественной?
( В этой войне участвовала не только регулярная армия, но и весь народ).
Назовите героев войны 1812 года.
Видеофрагмент “В огне 12 года”.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Биография Наполеона I Бонапарта.
Наполеон Бонапарт – французский государственный деятель, полководец, император с 1804 по 1814 год и с марта по июнь 1815 года. Начал службу в войсках в чине младшего лейтенанта артиллерии. В ноябре 1799 совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках всю власть, в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона. В 1814 году Наполеон вынудили отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815. После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола. Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником англичан.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1812 ГОДА.
12 июня – переход французской армии через реку Неман.
4-6 августа – Смоленское сражение.
26 августа – Бородинское сражение.
1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву.
2-6 сентября – пожар Москвы
Сентябрь – октябрь – начало отступления французской армии, развертывание партизанской войны
14-16 ноября – сражение при Березине
Ноябрь – декабрь – гибель французской армии
14 декабря – изгнание остатков “великой армии” из России.

 

 "Александр Невский.  Две битвы"
Цели:
1)     Показать А. Невского как полководца и государственного деятеля. Формировать образное и детальное восприятие истории.
2)     Знать основные события, в которых Александр Ярославич проявил себя как неординарная личность.
3)     Сформировать представление об идеальном  князе для современников и потомков. Создание героического образа одной из знаковых фигур русской истории и восхищение доблестью предков.
Оборудование: Мультимедиапроектор.
Возможно использование инструментов интерактивной доски для оперативного управления и вмешательства в презентацию
Основные материалы: Подготовленная презентация, факты учебного пособия, карто-схемы.
Видеофрагмент из энциклопедии истории России 862 – 1917. CD. «Интерактивный мир». 1998 -2001.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . 2006. DVD.
Аудиофрагмент - хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский».
Ход урока:
1)     Приветствие учителя. Актуализирующий вопрос (слайд 3).
2)     Целеполагание, на основе ответов детей в виде обобщённого результата их деятельности (слайд 4)
3)     Краткое информационное представление личности князя (слайд 5)
4)     Вопрос на межтематические связи, использование уже имеющихся знаний. (По годам жизни сделайте вывод - в какие тяжёлые для Руси времена правит князь Александр?  Примерный ответ: Молодые и зрелые годы А.Невского выпали на годы монгольского завоевания и установление ордынского ига. (Слайд 6)
5)     Основной материал урока. (Возможно в актуализации дети коснулись темы Невской битвы) Разгром на реке Неве шведских рыцарей-крестоносцев. (Слайд 7)
6)     Кто такие – крестоносцы? Предварительно – версии детей, потом ответ. (Слайд 8)
7)     Причины походов крестоносцев на Русь. Дети могут указать захватническую природу события, но уточнение по слайду обогатит их представления. (Слайд 9)
8)     Ввод информации источников. (Слайд 10-12) Невская битва.
9)     Схематическое изображение Невской битвы. Вопрос: Сравните, визуально найдите различия двух схем, объясните причины несовпадения. У детей формируется навык схематического представления события. (Слайд 13-14)
10)  Фрагмент современного фильма «Александр. Невская битва» История и современность – реклама современного фильма: «Александр. Невская битва». (Слайд 15)
11)  Источник: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Герои битвы. (Слайд 16)
12)  Рефлексия этапа. За что князя Александра прозвали Невским? Ответ: Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. (Слайд 17) физминутка.
13)   Знакомство с термином.         Созданный в 1237 году Ливонский рыцарский орден и датские рыцари  осенью1240 года взяли крепость Изборск. С помощью измены захватили оборонявшийся Псков. Опасность нависла над Новгородом. Рыцарский орден – организация рыцарей во главе с великим магистром.  Верные слуги римского папы в борьбе с врагами римской церкви. (Слайд 18)
14)   А где в это время А. Невский? Предположите.         Герой Невской битвы князь Александр в это время был далеко, вскоре после победы, новгородцы не ужились с решительным князем и «указали ему путь из города».    Но напуганные вторжением Ливонского ордена стали просить Александра вернуться. Князь не стал помнить обиду и вернулся. (Слайд 19)
15)  Действия Александра в условиях новой опасности.       1. Собрал новгородское ополчение. (эмоциональная вставка)(включается звуковой файл -  хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» Нужно кликнуть на значок – выбрать – Просмотр. Выключить фрагмент  - кликнуть 2 раза.)       2. Неожиданным ударом взял и разрушил крепость Копорье.     3. Зимой 1242г. вместе с братом Андреем и владимирскими полками взял Псков. (Слайд 20) При включении аудиофрагмента можно предложить закрыть глаза и прослушать его ( глаза отдыхают)
16)  Ход событий по источнику. (Слайд 21) Гибель передового отряда Домаша.
17)  В чем сила врага? Ответы детей сравниваем с ответом на слайде. (Слайд 22)
18)  Визуализация. Крестоносцы. (Слайд 23)
19)  Идеи – план битвы? Пусть спорные, но уч-ся пробуют. Затем сравнивают. (Слайд 24)
20)  Особенности боевого построения сторон. Краткая характеристика учителя. Визуализация. (Слайд 25)
21)   26 – 30 слайды этапы сражения. Характеристика учителя. При возможности включение перед третьим этапом битвы фрагмента  из фильма «Александр Невский» 1938г.  (из материалов электронной Энциклопедии истории России   862 - 1917, файл – Александр Невский).
22)  Фиксация даты и эмоционально-образное восприятие источника. (Слайд 31)
23)  Характеристика потерь сторон. Указать на противоречивость данных и слабую источниковую базу. (Слайд 32)
24)  Интеграция с поэтическим восприятием К.Симонова, фрагмент из «ледового побоища». Эмоциональная составляющая. (Слайд 33)
25)  Коротко - Определите сами   причины победы русских войск в Ледовом побоище. (На слайде 34 основа для обобщения детских ответов).
26)  Мифология истории, роль искусства. Учитель обыгрывает ситуацию. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!»     Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вышел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как  его личная, «историческая» фраза. Но, автором фразы в кино является сценарист фильма Петр Андреевич Павленко. (Слайд 35)
27)  Образ князя в фильме 1938г. Визуализация и сюрприз, князь в кино выглядит старше, чем был на самом деле, в годы побед ему было (сколько?) около 20-22 лет. (Слайд 36)
28)  Общая рефлексия с опорой, в виде понятий на слайде. (слайд37-38)
29)  В память об историческом деятеле. Помнят ли потомки князя? Да! (Слайд 39)
30)  Д\З на создание продукта деятельности по выбору. (Слайд 40)
31)  Все молодцы, активным участникам урока  участникам урока  оценки, отрицательных оценок  ставиться    не может. (Слайд 41)
________________________________________________________________________
32)  Слайды 42 – 47 информационных источников, используемых на уроке.
33)  Слайды 48 – 64 дополнительные материалы, которые можно как компоненты использовать на уроке пожеланию учителя в зависимости от субъективных особенностей класса, скорости и качества мыследеятельности уч-ся.

 "Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)"

Цели урока
  • На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.
  • Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.
  • Патриотическое и нравственное воспитание.
Оборудование
  • Карта “Вторая мировая война”.
  • Пакет документов.
  • Использование ИКТ (презентация “Антигитлеровская коалиция во II мировой войне. 1941–1943 гг.”).
  • CD-ROM , “От Кремля до Рейхстага”.
Основные понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Декларация Объединенных Наций, Пёрл-Харбор.

Основные даты: 14 августа 1941 г., 7 декабря 1941 г., 1 января 1942 г., 30 ноября 1943 г..
План изучения нового материала.
1.Отношение глав ведущих капиталистических стран к нападению Германии на СССР.
2. Создание АГК.
3. Ленд-лиз.
4. Вопрос об открытие второго фронта. Тегеранская конференция.
Занятие рассчитано на 2 часа.
1. Вступительное слово учителя.
Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская - в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.
Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.
22 июня началась Великая Отечественная война. Отношение к данному событию у лидеров крупнейших держав было различным.
Попробуем проанализировать высказывания мировых политиков и определить лидерам каких стран они принадлежат.

(ИКТ, слайды №2, 3, 4)
Документ №1.
“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.
Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

Документ № 2.
“За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран..
Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…
Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…
Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.
Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.
Вопросы: Что имел в виду Черчилль, говоря - Какое прошлое исчезает?
Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?
О каких уроках Черчилль говорит в своем выступлении?

Документ №3.
“Если будет побеждать Германия, то необходимо помогать Советскому Союзу, а если Германия – то наоборот; и пусть они убивают как можно больше”.
Вопрос: Какую позицию занимает сенатор США? Как Вам кажется, почему?
Какие общие выводы можно сделать на основе данных документов.
Национальные и идеологические интересы и различия уходят на второй план перед опасностью фашизма.
Хотя некоторые политики продолжали преследовать свои цели и интересы.
Дело в том, что Британия к этому времени потерпела серьёзное поражение в Африке, на Крите и в Греции. Немецкая авиация подвергла Лондон бомбардировкам. Сохранялась возможность высадки немецкого десанта на Британские острова. Германский агрессор создал угрозу важнейшим сферам британского колониального господства на Ближнем Востоке. Британское руководство понимало, что в одиночку с таким соперником не справится, поэтому готово было пойти на сотрудничество с СССР.
Америка не находилась под прямой угрозой со стороны Германии. Но правящие круги США видели активизацию германских операций в Атлантике и экономическую экспансию в Западное полушарие. Для американского руководства была неприемлемой перспектива мирового господства нацистского рейха.
Какой вывод можно сделать на основе данного материала?

Интересы США и Великобритании совпадали в том, чтобы сохранить занятость главных сил немецко-фашисткой Германии на советско-германском фронте, получить, таким образом, дополнительное время для укрепления своей безопасности.
2. Рассказ учителя с презентацией.
По рассказу учителя составить хронологию создания антигитлеровской коалиции.
Первым шагом на пути к АГК стало подписание англо-советского соглашения о совместных действиях в войне против Германии – 12 июля 1941 г.
В документе не указывались ни сроки, ни размеры помощи.
Началом взаимодействия СССР и Великобритании стал совместный ввод войск в Иран.
Как вы думаете, почему этот регион становится объектом внимания и для СССР, и для Германии. (Германское руководство имело планы захвата иранской нефти создать плацдарм для наступления на СССР с юга, создать угрозу британским владениям в Индии и на Ближнем Востоке).
Основой АГК стала Атлантическая хартия, которую подписали США и Великобритания во время встречи в июле 1941 г.
В Атлантической хартии США и Великобритания подчеркнули, что
  • не стремятся к территориальным приобретениям, переделу земли;
  • после окончательного уничтожения нацистской тирании установится мир, который даст возможность всем людям жить, не зная страха, нужды.
В сентябре СССР также присоединился к Атлантической хартии (слайд №5).
В декабре 1941 года театром военных действий становится Тихоокеанский регион.
7 декабря эскадра японских кораблей нанесла удар по военно-морской базе США, располагавшейся на Гавайских островах в бухте Пёрл-Харбор.
Таким образом, США становится активным участником II мировой войны.
В январе 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций (26 стран).
Основные положения Декларации (слайд №6).
  • Употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов Тройственного пакта и союзных с им государств, с которыми данные правительства находятся в состоянии войны.
  • Сотрудничество с участниками Декларации.
  • Отказ от заключения сепаратного перемирия или мира с противниками.
Таким образом, в начале 1942 года была создана антигитлеровская коалиция, основой коалиции была необходимость уничтожения фашизма в мире.
Ядро антигитлеровской коалиции составили СССР, США, Великобритания, Китай.
Заметную роль играли британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия. В борьбу с Германией после поражения Франции вступили силы патриотического движения под руководством генерала Шарля де Голля.
Прямые вооруженные действия вели 25 государств, в апреле 1945 в состоянии войны в Германией и Японией находились 50 государств.
3. Работа учащихся с документами.
С ноября 1941 года закон США о ленд-лизе распространяется на СССР.
Ленд-лиз (англ.- давать взаймы) – это система передачи США взаймы или во временное пользование военной техники, оружия грузовиков, продовольствия, медикаментов странам – союзникам по антигитлеровской коалиции (слайд № 7).
Советский Союз кроме вооружения получил из США паровозы, вагоны, продовольствие, одежду.
Доставка грузов осуществлялась в 1941–1942 гг. по Североатлантическому пути (через Исландию, Норвежское, Баренцево, Белое моря) (слайд 9).
Этот путь был самым опасным, т.к. на море и с воздуха караваны сопровождались постоянными атаками противника. Таким трагическим событиям посвящено произведение В.Пикуля “Реквием по каравану РQ -17”.
В дальнейшем были освоены другие менее опасные, но не такие короткие пути поставок грузов в СССР. Тихоокеанский (через Владивосток, Петропавловск-Камчатский), Транссибирский (через Аляску и Чукотку), Трансафриканский (через Индию, Иран, Ирак) (слайд № 8).
Главный поток грузов пришелся на 1943 и 1944 гг., т. е. на время завершения коренного перелома в войне.
В счет погашения долга СССР поставлял хромовую марганцевую руды, платину, золото, пушнину. В послевоенные годы велись переговоры о расчетах по ленд-лизу, но единого мнения выработано не было. По существу вопрос остаётся открытым и сейчас.
Роль ленд-лиза по-разному оценивается советскими и западными политологами.
Давайте познакомимся с различными точками зрения по данной проблеме.
Работа с документами.

Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.
“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.
Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.
В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.
“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.
“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.
Вопросы к документам.
1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?
2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?
3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

4. Рассказ учителя с использованием ИКТ и видеофрагмента.
Об открытии второго фронта западными державами И.В. Сталин заговорил уже летом 1941 г.
“Немцы считают опасность на Западе блефом и безнаказанно перебрасывают с Запада свои силы на Восток, будучи убеждены, что никакого второго фронта на Западе нет и не будет. Немцы считают вполне возможным бить своих противников поодиночке: сначала русских, потом англичан…
Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с Восточного фронта 30–40 немецких дивизий(слайд № 10).
В течение 1942 года эта проблема обсуждалась на переговорах в Лондоне и Вашингтоне.
Советская делегация настаивала на открытии второго фронта в 1942 г. во Франции.
Позиция глав США и Великобритании была различной. Рузвельт, в отличие от Черчилля, настроен был положительно.
Черчиллю удалось склонить Рузвельта к высадке англо-американских войск в Северной Африке, что не устраивало СССР.
В 1943 г. англо-американский десант был ориентирован на Средиземноморье и на Тихоокеанский бассейн.
Вопрос об открытии второго фронта стал основным во время встречи глав государств СССР, США, Великобритании в Тегеране.

Тегеранская конференция, 28 ноября – 1 декабря 1943 г. (слайды №11, 12).
Основной вопрос конференции – вопрос об открытии второго фронта.
По данному вопросу было принято решение – открыть второй фронт в мае 1944 г. в Северной Франции.
На конференции поднимался вопрос об участии СССР в войне против Японии, о судьбе Германии и Польши. Так как вопросы были спорными, единого решения по ним не было принято.
Конференция показала единство союзников в главном – добиться полной победы над общим врагом.
Завершающая часть урока. Подведение итогов.
Перед учащимся ставятся вопросы.
1. Как вы понимаете, “СССР воюет за нас и вместо нас”?
2. Какую роль сыграла антигитлеровская коалиция в 1941–1943 гг.?

 "Дипломатия Великой Отечественной войны"

Методы обучения:
Частично-поисковый и исследовательского методов проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных технологий, эвристическая беседа.
Оборудование:
Учебное:
Карты по теме  «Великая Отечественная война», «Вторая мировая война», учебник «История Отечества XX – начало XXI века» К.В. Загладин, С, И. Козленко,  дидактические материалы .
Мультимедийный проектор, интерактивная доска и программа Star Board, система голосования. Урок проводится в специализированном компьютерном классе.
Дополнительное:
CD «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия», фрагменты документальных фильмов: Антигитлеровские конференции, задания в режиме Star Board
План урока:
Начало Великой Отечественной войны.
Формирование антигитлеровской коалиции.
Конференции коалиции.
Открытие Второго фронта: Карта
Помощь по Ленд – лизу.
Закрепляющий тест
Рефлексия
Ключевые понятия: антигитлеровская коалиция, ленд – лиз, международная конференция: Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская. Личности – участники конференций. Нормандская операция; встреча на Эльбе
Основные даты:
22 июня 1941г. – начало Великой Отечественной войны;
Июнь 1941 г.  – начало поставок по ленд – лизу;
28 ноября – декабрь  1943 г.  – Тегеранская конференция;
4 -11 февраля 1945г. – Ялтинская  или Крымская конференция;
17 июля – 2 августа 1945 г – Потсдамская конференция;
6 июня – 27 июля 1944г. – высадка армий союзников в Нормандии – открытие Второго фронта;
25  апреля 194 г.  – встреча армий союзников с войсками Красной Армии  на Эльбе.

Ход урока: технологическая карта урока
Ход урока
(основные этапы)
Деятельность учителей
Деятельность учащихся
Предполагаемый ответ
Организационный момент Представления. Знакомство. Объявление темы урока. Создание мотивированной основы поисково-исследовательской деятельности учащихся Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетради. Учитель знакомит с учебной проблемой урока - определить роль усилий антигитлеровской коалиции в деле борьбы с общим врагом.
Изучение нового материала.
Начало Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года началась ВО в. Трагедия нашей страны и народа. Звучат Слова Сталина. Отвечают на вопрос: «Какие чувства вызывают эти слова?» Вывод: тяжелые поражения первых недель не сломили волю народа. Упорное сопротивление  позволило выиграть время для мобилизации сил страны.
Формирование антигитлеровской коалиции. Определение. На доске демонстрирует определение (см. приложение) Антигитлеровской коалиции. Какую помощь ожидалось получить СССР от союзников? Записывают определение в тетради. Отвечают на вопрос учителя. В качестве помощи были предложены поставки по ленд-лизу, т. е. военно-экономическая помощь. Однако ожидалась помощь на театре боевых действий. Вопрос об открытии второго фронта не рассматривался союзниками.
Конференции коалиции. Тегеранская конференция Демонстрируется ролик «Тегеранская конференция» Вопрос учителя: «Какие решения были приняты на ней?» На интерактивной доске демонстрируется таблица «Конференции войны». Задание для отдельного заключается в том, чтобы методом перетаскивания вставить в нужную колонку имя политического лидера, сроки, решения данной конференции. Учащиеся класса выполняют это задание в тетрадях. Сроки: ноябрь 1943 год; Присутствовали: Сталин, Рузвельт, Черчилль. Решения: США и Британия дали обещания открыть второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 года.  Передать СССР части Восточной Пруссии. Сталин обещал начать войну с Японией не позднее трех месяцев после окончания войны в Европе.
Конференции коалиции. ЯЛТИНСАКЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Демонстрируется ролик «Ялтинская конференция» Вопрос учителя: «Какие решения прозвучали на этой конференции?» Продолжение выполнения задания на интерактивной доске другим учеником после просмотра ролика. Сроки: 4-11 февраля 1945 г. Присутствовали: И.В.Сталин (СССР),  Ф.Д.Рузвельт (США) и  У.Черчилль (Великобритания) Решения: уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации. СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после окончания войны в Европе.
Конференции коалиции. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ Звучит информация подготовленная учеником о Потсдамской конференции. Вопрос: «Чем значимы ее решения?» Продолжение выполнения задания в таблице на доске другим учеником. Сроки: 17 июля - 2 августа 1945 г. Присутствовали: И. В. Сталин (СССР), У. Черчилль (после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским - К. Эттли), Г. Трумэн (США). Решения: Принципы послевоенного сотрудничества; Вопросы репараций; Демилитаризация и демократизация Германии; Организация открытого судебного процесса над военными преступниками; Подтверждение решения о передачи Кенигсберга СССР
Открытие Второго фронта: Карта Демонстрируется карта на интерактивной доске  «Нормандская операция» Вопрос учителя: В чем значимость этого события? Покажите на карте место высадки англо-американского десанта. Ученик выполняет на интерактивной доске в режиме Star Board это задание – показывает место высадки десанта. Ученики класса выполняют это задание в своих контурных картах. Объединенный англо-американские силы, переправившись через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, начали десантную операцию в Северной Франции в Нормандии. В течение месяца союзники заняли плацдарм шириной около 50 км, глубиной 100 км.
Встреча на Эльбе Демонстрируется ролик «Встреча на Эльбе»  Вопрос: «Какое название получила такая дипломатия?» Смотрят и отвечают на вопрос. Такая дипломатия получила название «народная»
Помощь по ленд – лизу. Демонстрирует на интерактивной доске определение.   Демонстрирует изображение техники( студебеккера), используя CD «Уроки отечественной истории» Рассказывает о поставках по этой программе. Знакомятся с программой с помощью дидактических тестов на столах. Ученик выполняет задание  «Собери определение»в режимеStar Board  В данном месте урока желательно организовать дискуссию о значимости помощи союзников в годы войны. Важно обратить внимание на то, чтобы учащиеся в процессе дискуссии опирались на аргументы и факты истории. Завершением дискуссии может быть задание с использованием интерактивной доски: «Вставь пропущенное слово» Общий объем поставок составил 3% от производства продовольствия и 4% от отечественной промышленной продукции.  Автомобилей – 70%; танко-12%; самолетов-10%   Однако надо помнить о своевременности поставок. Можно утверждать, что битву под Москвой наши войска выиграли благодаря именно этой помощи.
Закрепление изученного материала. Учитель предлагает тест « Дипломатия войны», выполненный в системе электронного голосования. Выполняют тест 5 минут. Система голосования подводит итог.
Рефлексия Учитель предлагает выполнить задания рефлексии. Выполняют 5 мин. Сдают
Организационный этап. Учитель отмечает особенно отличившихся в работе учеников, благодарит всех за работу и прощается с участниками урока.

 http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-11-13.html